Изменения правил организованной перевозки детей

1 октября 2019 г. вступила в силу новая редакция “Правил организованной перевозки группы детей автобусами”. Перевозчики, организаторы детских экскурсий, учителя, родители и другие причастные к детским перевозкам лица должны ознакомиться с законодательными изменениями, чтобы избежать штрафов и неприятных ситуаций в дороге.

Данные правила касаются как междугородней и пригородной перевозки, так и перевозки в пределах города. С полным списком правил вы можете ознакомиться на этой странице.
Рассмотрим, каких требований коснулись основные изменения, произошедшие в законодательстве.

Требования к автобусу
Требования к водителю
Требования к сопровождающему
Требования к ответственному за перевозку
Требования к фрахтовщику и фрахтователю
Требования к медработнику
Требования к документации
Прочие требования

Требования к автобусу

Теперь все автобусы должны обязательно быть оборудованы ремнями безопасности. Остальные требования остаются без изменений: наличие тахографа, аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Требования к водителю

Стаж водителя категории D на день выезда должен составлять не менее 12 месяцев из последних 13 месяцев вместо непрерывного стажа сроком 1 год, как было раньше. Это значит, что даже если у водителя был перерыв в работе в течение нескольких дней (например, он менял работу), он все равно имеет право перевозить детские группы .

Требования к сопровождающему

  1. Без сопровождающих поездка невозможна. Раньше было также, но четко прописано это не было (просто подразумевалось).
  2. Количество сопровождающих теперь должно быть такое же, как и число дверей в автобусе, предназначенных для входа/выхода пассажиров. Остальные двери больше в учет не берутся (например, задние распашные).
  3. Один из сопровождающих назначается ответственным по автобусу и несет ответственность за действия других сопровождающих и водителя.
  4. К задачам сопровождающего добавился контроль за ремнями безопасности. Он должен следить:
  • чтобы дети были пристегнуты до начала движения транспортного средства;
  • чтобы все дети были пристегнуты во время движения;
  • чтобы дети не вставали во время поездки с мест и не перемещались по салону;
  • за порядком в салоне;
  • за выполнением требований фрахтователя, которые ему сообщили в процессе инструктажа, проведенного перед поездкой.

Требования к ответственному за перевозку

В случаях длительных многодневных поездок ответственное лицо должно заранее подготовить и иметь список мест размещения для детей на отдых в ночное время. В качестве его альтернативы может выступить реестровый номер туроператора (в едином федеральном реестре туроператоров), организовавшего перевозку.

Требования к фрахтовщику и фрахтователю

Теперь уведомление в ГИБДД об организованной перевозке подает фрахтовщик или фрахтователь. Физлица (родители, учителя и т. д.) подавать уведомление не имеют права.

  • Фрахтователь может подавать документы только при условии, что он является индивидуальным предпринимателем, уполномоченным представителем индивидуального предпринимателя или юрлица.
  • Фрахтовщик подает документы всегда, когда фрахтователь — физическое лицо, в иных случаях — по договоренности с фрахтователем.

Требования к медработнику

  1. У медработника, сопровождающего группу детей, при себе обязательно должна быть копия лицензии на осуществление медицинской деятельности либо копия договора с организацией или предпринимателем, у которых имеется такая лицензия. Сопровождение медработника, как и раньше требуется, если планируется междугородняя поездка организованной транспортной колонной длительностью свыше 12 часов.
  2. Теперь медработник может ехать в любом из автобусов, а не как было раньше — исключительно в замыкающем.

Требования к документации

  1. Теперь подавать уведомление в Госавтоинспекцию нужно минимум за 24 часа до выезда при городских и пригородных поездках, минимум за 48 часов — при междугородних переездах.
  2. Если водителю передали копию уведомления в Госавтоинспекцию, в которой указаны сведения о нем, то дополнительный документ можно не составлять.
  3. При подаче уведомления к ГИБДД теперь не требуется поименный список пассажиров (детей и сопровождающих), а только их количество. Поименный список пассажиров нужно передать водителю до начала поездки.
  4. Во время поездки все документы должны находиться у водителя. Именно он будет предъявлять их при проверке.
  5. Оригинал договора фрахтования теперь брать в поездку не обязательно. Можно ограничиться его копией.
  6. Теперь порядок посадки в автобус утверждается не только для детей, но и для прочих пассажиров.
  7. В списках пассажиров необходимо отметить места посадки и высадки каждого (как ребенка, так и взрослого), если они не совпадают с начальной и конечной точками поездки.
  8. По новым правилам список пассажиров может быть один (общий) или несколько (отдельно дети, отдельно сопровождающие и т. д.). Раньше каждый список должен был готовиться отдельно.
  9. Если к моменту отъезда кто-то из списка не явился, его просто вычеркивают.
  10. В списке детей теперь разрешается указывать не возраст, а дату рождения. Это упрощает подготовку документов для групп, которые ездят одним и тем же составом (школьных классов, спортивных секций и т. д.).
  11. Программа маршрута больше не нужна, вместо нее требуется маршрут перевозки. В маршруте перевозки обязательно указывают: пункты отправления и прибытия, промежуточные остановки для посадки/высадки пассажиров, при многодневных поездках — остановки для приемов пищи и отдыха, в том числе ночного. Ориентировочное время остановки теперь указывать не надо, достаточно указать основные пункты, через которые будет ехать автобус.
  12. Ограничения по срокам передачи документов между участниками поездки больше не действуют. Важно отдать документы водителю и старшему ответственному за поездку до выезда.
  13. Хранить документы по окончанию поездки следует 3 года, если в поездке произошло ДТП, в котором был хоть один пострадавший (имеются в виду не только пострадавшие из числа пассажиров, но и любые другие), и 90 дней — в остальных случаях.

Прочие требования

  1. Если в перевозке задействовано несколько автобусов, их следует пронумеровать. Когда именно это стоит делать больше не указано — главное, успеть до выезда. Сделать это могут:
    • руководитель группы;
    • должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности движения;
    • фрахтовщик (если перевозка осуществляется по договору фрахтования).
  2. Если планируется перевозка несколькими автобусами (двумя и более), информация о нумерации автобусов должна иметься у каждого из водителей.
  3. В салоне не должны находиться лица, которых не включили в список, независимо от того, кем они являются (раньше допускалось нахождение медработников и некоторых других сопровождающих).