Изменения правил организованной перевозки детей
1 октября 2019 г. вступила в силу новая редакция “Правил организованной перевозки группы детей автобусами”. Перевозчики, организаторы детских экскурсий, учителя, родители и другие причастные к детским перевозкам лица должны ознакомиться с законодательными изменениями, чтобы избежать штрафов и неприятных ситуаций в дороге.
Данные правила касаются как междугородней и пригородной перевозки, так и перевозки в пределах города. С полным списком правил вы можете ознакомиться на этой странице.
Рассмотрим, каких требований коснулись основные изменения, произошедшие в законодательстве.
Требования к автобусу
Требования к водителю
Требования к сопровождающему
Требования к ответственному за перевозку
Требования к фрахтовщику и фрахтователю
Требования к медработнику
Требования к документации
Прочие требования
Требования к автобусу
Теперь все автобусы должны обязательно быть оборудованы ремнями безопасности. Остальные требования остаются без изменений: наличие тахографа, аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Требования к водителю
Стаж водителя категории D на день выезда должен составлять не менее 12 месяцев из последних 13 месяцев вместо непрерывного стажа сроком 1 год, как было раньше. Это значит, что даже если у водителя был перерыв в работе в течение нескольких дней (например, он менял работу), он все равно имеет право перевозить детские группы .
Требования к сопровождающему
- Без сопровождающих поездка невозможна. Раньше было также, но четко прописано это не было (просто подразумевалось).
- Количество сопровождающих теперь должно быть такое же, как и число дверей в автобусе, предназначенных для входа/выхода пассажиров. Остальные двери больше в учет не берутся (например, задние распашные).
- Один из сопровождающих назначается ответственным по автобусу и несет ответственность за действия других сопровождающих и водителя.
- К задачам сопровождающего добавился контроль за ремнями безопасности. Он должен следить:
- чтобы дети были пристегнуты до начала движения транспортного средства;
- чтобы все дети были пристегнуты во время движения;
- чтобы дети не вставали во время поездки с мест и не перемещались по салону;
- за порядком в салоне;
- за выполнением требований фрахтователя, которые ему сообщили в процессе инструктажа, проведенного перед поездкой.
Требования к ответственному за перевозку
В случаях длительных многодневных поездок ответственное лицо должно заранее подготовить и иметь список мест размещения для детей на отдых в ночное время. В качестве его альтернативы может выступить реестровый номер туроператора (в едином федеральном реестре туроператоров), организовавшего перевозку.
Требования к фрахтовщику и фрахтователю
Теперь уведомление в ГИБДД об организованной перевозке подает фрахтовщик или фрахтователь. Физлица (родители, учителя и т. д.) подавать уведомление не имеют права.
- Фрахтователь может подавать документы только при условии, что он является индивидуальным предпринимателем, уполномоченным представителем индивидуального предпринимателя или юрлица.
- Фрахтовщик подает документы всегда, когда фрахтователь — физическое лицо, в иных случаях — по договоренности с фрахтователем.
Требования к медработнику
- У медработника, сопровождающего группу детей, при себе обязательно должна быть копия лицензии на осуществление медицинской деятельности либо копия договора с организацией или предпринимателем, у которых имеется такая лицензия. Сопровождение медработника, как и раньше требуется, если планируется междугородняя поездка организованной транспортной колонной длительностью свыше 12 часов.
- Теперь медработник может ехать в любом из автобусов, а не как было раньше — исключительно в замыкающем.
Требования к документации
- Теперь подавать уведомление в Госавтоинспекцию нужно минимум за 24 часа до выезда при городских и пригородных поездках, минимум за 48 часов — при междугородних переездах.
- Если водителю передали копию уведомления в Госавтоинспекцию, в которой указаны сведения о нем, то дополнительный документ можно не составлять.
- При подаче уведомления к ГИБДД теперь не требуется поименный список пассажиров (детей и сопровождающих), а только их количество. Поименный список пассажиров нужно передать водителю до начала поездки.
- Во время поездки все документы должны находиться у водителя. Именно он будет предъявлять их при проверке.
- Оригинал договора фрахтования теперь брать в поездку не обязательно. Можно ограничиться его копией.
- Теперь порядок посадки в автобус утверждается не только для детей, но и для прочих пассажиров.
- В списках пассажиров необходимо отметить места посадки и высадки каждого (как ребенка, так и взрослого), если они не совпадают с начальной и конечной точками поездки.
- По новым правилам список пассажиров может быть один (общий) или несколько (отдельно дети, отдельно сопровождающие и т. д.). Раньше каждый список должен был готовиться отдельно.
- Если к моменту отъезда кто-то из списка не явился, его просто вычеркивают.
- В списке детей теперь разрешается указывать не возраст, а дату рождения. Это упрощает подготовку документов для групп, которые ездят одним и тем же составом (школьных классов, спортивных секций и т. д.).
- Программа маршрута больше не нужна, вместо нее требуется маршрут перевозки. В маршруте перевозки обязательно указывают: пункты отправления и прибытия, промежуточные остановки для посадки/высадки пассажиров, при многодневных поездках — остановки для приемов пищи и отдыха, в том числе ночного. Ориентировочное время остановки теперь указывать не надо, достаточно указать основные пункты, через которые будет ехать автобус.
- Ограничения по срокам передачи документов между участниками поездки больше не действуют. Важно отдать документы водителю и старшему ответственному за поездку до выезда.
- Хранить документы по окончанию поездки следует 3 года, если в поездке произошло ДТП, в котором был хоть один пострадавший (имеются в виду не только пострадавшие из числа пассажиров, но и любые другие), и 90 дней — в остальных случаях.
Прочие требования
- Если в перевозке задействовано несколько автобусов, их следует пронумеровать. Когда именно это стоит делать больше не указано — главное, успеть до выезда. Сделать это могут:
- руководитель группы;
- должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности движения;
- фрахтовщик (если перевозка осуществляется по договору фрахтования).
- Если планируется перевозка несколькими автобусами (двумя и более), информация о нумерации автобусов должна иметься у каждого из водителей.
- В салоне не должны находиться лица, которых не включили в список, независимо от того, кем они являются (раньше допускалось нахождение медработников и некоторых других сопровождающих).